Главная страница История

Из истории Православной Рузаевки

Индекс материала
Из истории Православной Рузаевки
стр.2
стр.3
стр.4
Все страницы

Своим появлением Рузаевка обязана колонизационной тактике московских го­сударей, стремившихся поставить себе на службу извечных соперников в политичес­ком противостоянии Востока и Запада - татар. Внутренние ордынские противоре­чия выталкивали в пределы Московских владений все больше мурз с людьми, ко­торые поступали под руку Великих князей и со временем приобретали все большее значение при защите восточных рубежей рождавшейся в муках огромной державы. Служилые татары, отличные наездники и храбрые воины, использовались наравне со стрельцами, казаками, солдатами в освое­нии новых территорий при царях Алексее, Федоре, Иоанне, Петре и даже раньше -в Смутное время и при первом Романове. Татары-рейтары воевали в полках И. Хо­ванского, Ю. Долгорукова, Ю. Борятинско-го, стояли сторожами по засечным чертам, привлекались для походов против Крыма, Литвы, шведов.

С середины XVII столетия обширные татарские колонии из пределов Касимовс­ких и Темниковских шагнули в Приинсарье, на новую оборонную черту, в Саран­ский уезд. Службой мурзы приобретали новые земли, и именно таким дарениям обязаны своим рождением многие села вокруг Рузаевки, да и сама Рузаевка тоже.

Традиционно годом основания Рузаев­ки считается 1631-й, когда татарскому мур­зе Уразу за верную службу было даровано от царя Михаила Федоровича поместье по Большой посольской дороге «от Пайгармы едучи за рекою за Инзарою по обе стороны речки Шебдас до речки до Инзары, да на речке Сузгарье и по речке по Сузгарье до речки Пишли вверх до агаева рукава». То, что мурза Ураз происходил из касимовс­ких татар, подтверждается и другими до­кументами более позднего происхождения, прямо называвшими первого владельца Рузаевки касимовцем. Документы недвус­мысленно говорят и о том. что сын Ураза, Сарай Емашев, он же Тонкачеев, неплохо освоился на новых дачах и даже их приум­ножил, получив в 1672 году еще солидный кусок пашни и покосов, а дети его, Сулейман и Юсуп Тонкачеевы, в 1695 году еще приумножили дедово наследство.

Из старинных бумаг можно сделать еще один вывод, что уже в первые десятилетия своего существования Рузаевка не имела предполагаемого этнического однообра­зия. Хотя данные о русской колонизации Приинсарья не отличаются количеством и бесспорностью, они дают возможность предполагать, что еще до возведения Са­ранской засечной черты «утеклецы» из Верхних городов и старых русских уездов оседали на вольных землях лесостепи, где не чувствовалась еще тяжелая длань ца­ревых приказов. Мурза Ураз, вступая во владение отведенными дачами, получил и стихийно сложившиеся группы русских крестьянских усадов, никем еще не заре­гистрированные. А дальше, как и во мно­гих других случаях, началась концентрация населения по вероисповедным признакам. В одних случаях татары-поселенцы вы­теснили русских, и они переселились к своим, православным, в других — русские вытеснили татар, приняв к себе крестьян-христиан, как, очевидно, и произошло в Рузаевке. На это соображение наталкивает то обстоятельство, что на протяжении XVII века Рузаевка дважды меняла церковное имя: сначала она называлась «Михайлов­ским Рузаевкой тож», потом «Архангель­ским Рузаевкой тож». А это означает, что в сельце или дважды строили храмы, или же храм был один, во имя Архангела Михаила, но называли его в разные годы по-разному, то по имени, то по чину. Но раз так, то сме­на названия обязательно увязывалась с вы­дачей нового антиминса, а это происходило после крупного ремонта или перестройки церкви. В грамотах начала XVIII столетия иногда мелькало и третье название - «Ни­кольское Рузаевка тож», что является св-детельством строительства новой церкви во имя Николая Угодника в эпоху Петра I. Так как дубовые храмы могли существовать без особых затрат на капитальное обновление не менее полувека, то дату строительства Apxaнгельской церкви можно отнести ко времени правления патриарха Никона и молодости Алексея Михайловича. Христианский элемент в Рузаевке уже в первые полтора десятилетия её существования оказался настолько сильным, что возник приход, способный выдержать столь серьёзное финансовое начинание, как строительство дома Божьего.