Главная страница История

Из истории Православной Рузаевки - стр.4

Индекс материала
Из истории Православной Рузаевки
стр.2
стр.3
стр.4
Все страницы
И только один монастырь, женский Пайгармский Параскево-Вознесенский, сохранился до наших дней благодаря тому, что его здания были конфискованы для воинской части. Военные сохранили все здания, кроме колокольни. В 1994 году в обитель вернулись монахини; ныне Пайгармский монастырь и его целебные источники являются святыней, известной не только в Мордовии, но и в стране.

Рузаевка как крупный населенный пуню сумел после Великой Отечествен­ной войны возродить приходскую жизнь и открыть Рождество-Богородичный мо­литвенный дом, ныне выросший в полно­ценный храм. В самом конце 1990-х го­дов производственное вагоностроительное объединение выделило средства и возвело новый Никольский храм в бывшем селе Рузаевка, за рекой. В 2009 году в Рузаевке был заложен еще один храм.

Постепенно восстановились прихо­ды в других селах Рузаевского района; к 1991 году, времени "учреждения Саранской епархии, Рузаевка сформировала свое бла­гочиние, одно из крупнейших и наиболее развитых в Мордовии. Наиболее значимых приходов несколько. Мокшанское село Куликовка было основано в период устрое­ния Второй засечной черты атемарскими служилыми дворянами Куликовыми. До революции это было небольшое село с населением (вместе с деревнями Камы-шейка, Малые Озерки и Буяновка) 1800 человек. После крещения в 1740-х годах куликовская мордва дважды строила дере­вянные храмы, последний, Никольский - в 1861 году. На рубеже XIX-XX вв. но проекту архитектора А. Е. Эренберга было начато возведение каменной Михаило-Архангельской церкви, завершенное после 1907 года. Храм сохранился до наших дней. Это величественное пятиглавое зда­ние, охраняемое государством как памят­ник архитектуры, восстановлено в перво­зданном виде. Одним из самых известных в Рузаевском районе является Покровский храм в с. Спасское. Храм имел непростую историю. Село Спасское уже в 1640 году значилось во владении дьяка Ивана Перекосова. Уже тогда имелась деревянная церковь в честь Преображения Спасителя, давшая название селу. В XVIII - первой половине XIX века храм неоднократно об­новлялся и перестраивался, а в 1844 году совсем обветшавшая церковь была снесе­на и на ее месте построена другая, во имя Всемилостивого Спаса, тоже деревянная, но из плохого леса. К 1870 году церковь пришла в плохое состояние, поэтому свя­щенники уговорили прихожан построить каменный храм. Сложность состояла в том, что Спасское не отличалось много­людством (100 душ), приход составляли в большинстве жители приписных деревень Кулешейки, Русского Баймакова, Мордовс­кого Баймакова, Нового Усада. Группа при­хожан пыталась перенести строительство новой церкви в одну из самых многолюд­ных деревень; в результате многомесячных споров все-таки решено было оставить храм на прежнем месте, там, где сущес­твовало древнее приходское кладбище и где покоились предки всех прихожан, в том числе и из деревень. В 1880 году, взяв­шись дружно за дело, летняя церковь была построена и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Однако служба в ней по каким-то причинам (предположи­тельно из-за просчетов в конструкции) не велась вплоть до начала XX века. Старая деревянная церковь, поправленная и отре­монтированная, значилась как действую­щая даже в 1907 году, тогда как каменный храм в клировых ведомостях не упоми­нался. Обновление каменной Покровской церкви произошло перед Первой мировой войной, но колокольню прихожане так и не успели возвести.

Реквизированная со­ветской властью, Покровская церковь не­долго использовалась под утилитарные нужды. Во время Великой Отечественной войны храм был возвращен верующим, и с тех пор не закрывался. В 1950-х годах в Спасске недолго служил иеромонах Си­меон, в схиме Сампсон (Сивере); среди иереев советской поры значился и извест­ный в Мордовии духовный наставник ие­рей Филипп Трофимов (Дворников). Не менее сложно сложилась судьба Покров­ской церкви в с. Инсар-Акшино. Село, основанное в конце XVII века дворяна­ми Бахметьевыми, не сумело развиться в крупное поселение: в лучшие времена (на­чало XX века) в нем насчитывалось 1550 жителей вместе с приписными деревнями Старый Усад, Михайловка. Первый храм, деревянный, строился в XVIII веке и был посвящен одной из икон Божией Матери (отсюда - второе название села, церковное -Богородское). В 1827 году прихожане с помощью дворян Бахметьевых возвели каменную церковь, освященную в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Стиль поздний классицизм. В 1832 году в закон­ченной трапезной (зимней церкви) был ос­вящен престол во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. В советское время храм, изъятый у прихода (1934 год), был руинирован. Небольшая сохранивша­яся православная община справиться с восстановлением порушенного не могла. В 2002-04 годах трудами благотворителя Н. В. Бурмистрова, уроженца Инсар-Акшина, храм был отремонтирован и в октябре 2004 года заново освящен Архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием с прежним наименованием - Покровский.

Сохранились и восстановлены храмы в двух соседних мокшанских селах - Новой Муравьевке и Болдове. Новая Муравьевка до конца XIX века считалось деревней с населением около 700 человек, она входи­ла в приход с. Болдово. В 1890-1900 го­дах окрепшее и умножившееся население села построило собственную каменную Никольскую церковь. В наше время возро­дившийся приход провел необходимые ре­монтные работы. Соседнее село Болдово до революции считалось очень крупным (3200 человек). Первый храм в Болдове был построен в середине XVIII века, пос­ле крещения всего языческого населения села. Во второй половине XIX века было предпринято возведение второго деревян­ного храма, оказавшегося для прихода тес­ным и неудобным. В 1871 году священник И. Колоколов уговорил крестьян взяться за возведение каменного храма. Закладка состоялась 2 июля 1872 года; воодушевле­ние людей было настолько велико, что в этот же день народ пожертвовал на строи­тельные материалы много денег и 1500 аршин холста. В дальнейшем за неиме­нием денег прихожане жертвовали зерно, холсты, а средства от продажи шли на продолжение стройки. Общестроительные работы были завершены в 1878 году и сто­или 40 тысяч рублей. К осени 1879 года уже был готов иконостас для летней час­ти (современниками он признавался очень хорошей работы), среди икон были четы­ре превосходных образа кисти академика И. К. Макарова. Для остекления использо­валось дорогое бемское стекло. 7 октября 1879 года состоялось освящение зимней (придельной) Вознесенской церкви, а в 1880-82 годах были освящены придель­ная Казанская церковь и основной храм, летний, во имя святителя Николая Чудот­ворца. Построенная в новорусском стиле, в одну главу под шатровым перекрытием, Никольская церковь отличалась изяществом и благородной красотой. В советское время храм был реквизирован, превращен в склад и наполовину уничтожен (снесли придель­ные церкви и колокольню). По экспертной ревизии 1970-х годов Никольская церковь была признана памятником архитектуры, поставлена на государственную охрану, что не помешало разорять ее и впредь. Но лет­няя часть сохранилась, она восстановлена болдовцами после возвращения церкви ве­рующим в 1990-е годы и заново освящена с именованием Вознесенская.

К числу молодых относится приход в селе Русское Баймаково, некогда что было имение семьи Огаревых. Интересна исто­рия села. Вначале русская община возник­ла в мордовском селе Баймаково в XVII столетии, а в XVIII веке община высели­лась и образовала собственную деревню. До конца XIX в. баймаковцы входили в приход с. Спасского, затем построили свой храм, аналогичный Никольской церкви в Новой Муравьевкс. Скорее всего, это был один проект, в который для различения были внесены частные изменения. Тем не менее баймаковская церковь, как и муравь-евская, признана памятником архитектуры республиканского значения. В настоящее время храм ремонтируется.
Деревянная Казанская церковь в Палаевке была чудом отремонтирована еще в советское время. Но в благочинии возни­кают и совсем новые приходы, например, в Красном Сельце, где своего храма не было никогда, а ныне он есть. Практичес­ки заново построены храмы в Перхляе и Сузгарье.
Сегодня Рузаевское благочиние быстро развивается. На очереди - восстановление храма в Архангельском Голицыне. Служба уже проводится, однако воссоздание всего здания требует огромных затрат. Посте­пенно формируется товарищество, заинте­ресовавшееся восстановлением крупного храма в с. Стрелецкая Слобода, сделаны первые шаги к восстановлению храма в Мордовской Пишле.
Сергей Бахмустов. "Саранские епархиальные вести" № II 2010 г.